Статьи

О системе рода

Система - это организованная совокупность отдельных элементов, которые находятся в связи между собой и подчиняются законам.

Семья, родовая система состоит из людей, членов этой группы. Каждый из членов семьи находится в какой-то связи по отношению к другому. Каждый из членов семьи и семья в целом подчиняются законам страны, государства, места, где она живет, а также законам внутри семьи: правилам, традициям, которые семья создала и развивает.

Какова главная цель родовой системы?

В первую очередь - выжить, сохранить семью. И вторая - чтобы "следующие поколения жили лучше нас", т.е. процветание.

Выполнить эти задачи можно только с помощью подчинения системным законам каждого члена семьи.


Три главных закона, в соответствии с которыми живёт система рода, это:

1) Закон Принадлежности.

2) Закон Старшинства или Правильного места.

3) Закон Баланса между давать и брать.


Если хотя бы один человек в системе нарушает любой из законов, то система страдает.


А когда страдает вся система целиком, то у каждого её члена появляется та или иная проблема.




Как нарушаются законы и какие проблемы появляются из-за нарушений?

Закон Принадлежности: «Каждый, кто пришел в систему, навсегда имеет право быть её частью».


Когда происходит умышленное или неумышленное исключение члена семьи:


• убийства, в том числе смерть из-за врачебных ошибок и аборты;

• пропажа людей без вести;

• про одного из членов семьи предпочли забыть, не говорят о нём (например, когда дедушка или брат попал в тюрьму или был репрессирован как «враг народа»);

• детям рассказывают, что их папа космонавт (а на самом деле он ушёл в другую семью).


А также тогда, когда тяжелые и страшные события нарушают естественное и благополучное течение жизни человека:


• войны, голод и блокада, гонения, вынужденные переселения и бегство, раскулачивания, ссылки;

• тяжёлые болезни, в том числе психические заболевания;

• потеря родителями маленьких детей, а маленькими детьми — родителей;

• попадание в тюрьмы и дома сумасшедших.


Закон старшинства или иерархии: «Кто первый пришел в систему, тот имеет преимущество перед последующими».


Это закон часто нарушается в современных семьях:


• дети не уважают родителей, критикуют и «учат их жить»;

• родители самое большое внимание уделяют младшим детям, кормят их и дарят им подарочки прежде, чем старшим;

• мужчины и женщины неуважительно относятся к своим бывшим партнёрам, говорят о них плохое и пытаются забыть о их существовании;

• ребёнок не знает, что у родителей до него были нерождённые (или рано умершие) дети, воспитывается как первый, старший и ведёт себя соответственно.


Знакомый многим пример, проясняет, что наши предки знали и соблюдали этот закон: когда семейство садилось за стол трапезничать, в обязательном порядке к еде можно было прикоснуться лишь после того, как начинал кушать старший мужчина.

Тот, кто пытался взять еду «поперёк батьки», получал ложкой по лбу.


Закон Баланса между давать и получать: «Если ты что-то получил, важно отдать равноценное».


Самый простой пример того, как соблюдается баланс: когда человек выбирает в магазине продукты или вещи, то платит за них столько, сколько указано на ценнике.


Если же он пытается получить товар бесплатно (т.е. украсть), то баланс между давать и получать восстанавливается не деньгами, а тем временем, которое человек проводит в тюрьме и отсутствием свободы.


Обмен между людьми может быть и не материальными ценностями: это могут быть время и внимание, забота и помощь, любовь и дружба. Например, если подруга соглашается забрать вашего ребёнка из садика и поиграть с ним, пока вы занимаетесь своими делами, то важно «отдать» ей такое же время, сделать для неё что-то приятное и ценное ей.


Соблюдать правильный баланс, чувствовать баланс внутри себя – настоящее искусство. Иначе могут разрушиться даже счастливые отношения: порой один партнер делает для другого очень много, и второй чувствует себя обязанным вернуть, но не в состоянии этого сделать. В конце концов, чувство вины становится настолько невыносимым, что решает закончить отношения именно тот, для кого так много было сделано.


Закон баланса нарушается, когда люди не исправляют свои ошибки в отношениях.

Если человек не взял ответственность за причинённое другим людям зло и не компенсировал его, то оно само себя компенсирует: вместо него это будут делать его потомки, проживая неудачи, трудности, финансовые долги и неурядицы.


В Законе баланса между Давать и Брать есть важное исключение: отношения родителей и детей.


Родители всегда дают больше, потому что они дают детям жизнь — это самый великий дар. И вернуть родителям что-либо соответствующее просто невозможно.


Важно, чтобы дети с благодарностью принимали от родителей дар жизни, ценили жизнь и передали её собственным детям. Если они не могут или не хотят продолжать род, то важно, чтобы они поставили себя на служение другим людям или высшей цели.


Если родители хотят получать от детей, если требуют от ребёнка — это нарушает связь. Или если дети не хотят брать того, что могут получить от родителей, тогда также есть нарушение в семейной системе.



Выходные пролетают мгновенно. Не успеваю отдохнуть!

Я часто получаю запросы на тему:

  • Что делать, если я не могу отдохнуть ни на выходных ни в отпуске?
  • Я постоянно нахожусь в состоянии с чувством, что мне нужен отдых. Что делать?
  • Как узнать какой мне отдых нужен активный или пассивный?
  • Выходные дни пролетают так быстро, что я ничего не успеваю: ни отдохнуть, ни сделать какие-то дела. Все время есть ощущение, что опять время пролетело и я никак этим не воспользовался. Все осталось там же где и было.

Если Вам известно такое состояние, то предлагаю не откладывать в долгий ящик и прям сейчас, аока вы читаете эту статью произведите анализ прошедшей недели.

Итак, у вас есть 100 % времени, сил, энергии на активную деятельность(время на сон не входит сюда).

И вы эти 100% как то распределили между этими областями(см ниже).

Как это получилось? Распределите 100% времени, сил, энергии между:

  1. ТЕЛО(здоровье, питание, физическая активность, внешность)
  2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ(работа, деньги, квартира, машина и т.д. все материальное)
  3. ОТНОШЕНИЯ(семья, друзья, коллеги, животные, природа и т.д.)
  4. ДУХОВНОСТЬ(чтение книг, обучение, медитация, наработка новых навыков, черт характера и т.д.)

Там, где получилось меньше 25% - именно этим и займитесь на выходные!


Что осознали?

Что предпримите?


Отличного Вам отдыха!


Семейные сценарии и расстановки.


Человеку современной культуры очень сложно допустить в сознание такие факты, что не он делает свою судьбу, а часто повторет способы поведения, способы мыслить, чувствовать и проч, то что уже встречаллось в его семейной истории.

Иногда человеку кажется, что вот сейчас он  переживает какой-то кризис, или почему то его преследует какие-то неудачи, или почему то в своей жизни он выбирает каких то определенных партнеров и ему кажется, что это выбор его.

На самом деле он повторяет множество поведений, которые уже встречались в его семье, вплоть до поступков. И здесь нет никакой мистики и семейных проклятий.


Родовая система - это совокупность отдельных элементов, которые имеют между собой связи подчиняются действию законов.

В нашем обществе бурные события начала 20 века отсекли у многих наших семей память и информацию о предках.


Значительная часть наших соотечественников знает хорошо если три поколения своих предков и дальше - обрыв информации.

Обрыв информации в психологии имеет название эмоциональный разрыв.


Войны, революции, репресии, уничтожение архивов и т.д. и даже если человек и захотел узнать информацию о своих предках, то иногда он в принципе лишен возможности это сделать, просто потому что информация уничтожена.


Эти эмоциональные разрывы оказывают судьбоносное влияние на современных людей.

Потому что во время эмоционального разрыва человек стремиться не разобраться, а забыть, вытеснить какие-то болезненные для него вещи.

Там, где имеет место эмоциональный разрыв, там вступает в силу процесс молчания. Люди ушли и всё, про них больше не упоминается.

Т.е. здесь происходит подавление чувства горя, замалчивание. И тогда их внуки и правнуки страдают от большого количества депрессий, у них часто и много разводов.

Т.е. люди несут подавленные тяжелые чувства, обрывая текущие связи.

Когда нет приемственности, нет связей, когда история не проживается, выводов не делается, мы обречены из поколения в поколение повторять тоже самое, но на каком то другом материале.

Пусть нет репрессиий, но есть много разводов.


Многолетний практический опыт расстановок показывает,  что, когда мы делаем то, что мы не хотим делать, или когда мы не делаем то, что хотели бы сделать, - все это является чаще всего результатом  влияния других членов нашей семейной системы на нас.

Высокая вероятность, что это происходит именно из-за того, что они сделали или не сделали, или чем пренебрегли. Это могут быть наши умершие предки, которых мы никогда не знали.

Подобное явление в расстановках называется «быть переплетенным» с членом своей родовой системы.


Очень трудно наблюдать такие влияния непосредственно в семье. Однако, они могут быть причиной опасных болезней тела, таких как: рак, психологические расстройства, депрессии; или же несчастные случаи, повторяющиеся неудачи, трудности, особенно на семейном, профессиональном уровне…


Практика семейных системных расстановок является методом, который делает очевидным эти влияния в нашей семейной системе, она делает видимым ранее незримое. Эти невидимые движения подобны нитям, пронизывающим нашу жизнь.


Расстановка, как процесс, запускает терапевтический процесс исцеления или освобождения, как для клиента,

так и для всех членов его системы, связанных с данной проблемой.

Этот процесс не заменяет никакой психотерапии или любого другого лечения, а служит дополнительной работой.


Системная работа проходит в два этапа.

Первый заключается в том, чтобы обнаружить влияния или динамики, скрытые внутри семейной системы.

Второй состоит в том, чтобы найти наилучшее решение изложенной проблемы.

Расстановка запускает в действие алхимический процесс, он может продолжаться от одного месяца до двух лет.


КОНСТРУКТОР УСПЕХА

Успех.

Мы все, сознательно или случайно, по привычке или потому что «так надо».., не важно как и почему, но мы стремимся к успеху. А что это такое – УСПЕХ?

Что означает это слово конкретно для тебя?

По каким признакам ты определяешь успешен ты или нет?

Когда ты говоришь об успешном человеке, то кого ты представляешь? А можешь ты представить себя успешным?


Вопросов об успехе можно задавать очень много.

На протяжении 2-х десятилетий я собираю ответы на эти вопросы от друзей, знакомых, клиентов, слушателей курсов, участников тренингов.

О чем говорят люди, когда идет речь об успехе?

• Многие стремятся к нему, не определив для себя значение этого слова.

• Многие используют известные шаблоны: известность, богатство.. И рассказывают про большой дом на берегу моря, машину, путешествие по миру…

• Есть те, кто нарисовал коучинговое колесо баланса и они говорят об успешности в каждой сфере своей жизни. Но именно они свое внимание в первую очередь относят к задачам карьерного роста и финансового уровня – т.е. они стремятся создать базу для успеха через освоение-достижение успеха в плане зарабатывания денег и получения высокого социального уровня. Интересно, что очень часто, когда ими создана база для глобального успеха, они вдруг обнаруживают, например, что глубоко несчастны в личной жизни. И возникают разного рода убеждения, которые передаются из поколения в поколение: «Богатые несчастны в любви», «Именно богатые и успешные болеют и умирают от неизлечимых болезней» и т.д.

В целом, получается, что мы понимаем суть того, что глобальный успех имеет много разных граней. И мы даже точно знаем, что его целостный образ характеризуется – состоянием СЧАСТЬЕ.

Вот только какая-то внутренняя неведомая сила, живущая в нас – защищает нас через фрагментацию, расщепление этого самого глобального успеха на фрагменты, части. Именно она своей невидимой рукой ставит «или» между сферами жизни. Для начала предполагая что:

• так безопаснее,

• не будем распылять свою энергию на всё, вдруг не хватит сил

• и т.д.


Итак, давайте разберемся:

• ВОЗМОЖНО ли быть успешным глобально, во всем и в общественной жизни, и в социальной, и в личной.

• Возможно ли «или» заменить на «и»?  

• Как это сделать?


1. УСПЕХ в ЖИЗНИ

Для того, чтобы начать размышлять о глобальном успехе, давайте определим а что есть Жизнь?

ЖИЗНЬ.

Некое пространство во времени, путь, игра и т.д.


В каждой из этих метафор есть точка А – точка входа: четко определенная через дату и время рождения, через координаты пространства планеты(страна, город, место рождения), через родовую систему(папа и мама).


И есть некая точка В – точка выхода, Game Over.

По большому счету не определенная так четко как точка А, до тех пор пока находится в будущем! Но мы точно знаем, что она есть и часто мы ее определяем как точка выполнения ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ.

Таким образом, если ЖИЗНЬ – это ПУТЬ, то мы как то знаем, чувствуем, догадываемся о том, что вот если идти этот путь с целью выполнить презназначенное, то в результате нас ждет счастье и еще очень может быть, что оно- это счастье - будет нам сопутствовать и сопровождать нас на этом пути!


На момент, когда жизненный путь пройден, игра сыграна, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ выполнено.

И это сопровождается состоянием СЧАСТЬЕ! Вот именно в этот момент мы определяем, что мы прожили свою жизнь не зря, мы довольны, мы на протяжении жизни были глобально успешны!


А еще ЖИЗНЬ – это Я, идущий ПУТЬ и исполняющий ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. И это во мне ЖИЗНЬ, как в автомобиле следует по пути. И это с моей помощью ЖИЗНЬ преодолевает ПУТЬ! И мне ее надо доставить из точки А в точку В, выполнив свое предназначение!


Итак, начинаем собирать Конструктор успеха.


Вывод первый:

для успеха нам потребуется определить свое предназначение и выполнить его!


2. ВЫБОР ПУТИ

Путь выкладывается под каждый наш шаг.

Но этот путь длиною в жизнь! Он наполнен событиями, людьми, задачами, ситуациями, настроением, состоянием здоровья, ресурсами и препятствиями.


Как не сбиться с пути?

Как не забыть про предназначение?

Как не сломаться в испытаниях?

Как не увлечься, не поддаться искушениям и не свернуть с пути? Как удержаться на нем когда тебя атакуют стихии? И еще много-много разных «как»?

И наверное самое часто задаваемое «как»: как узнать я на своем пути или нет?

Что может быть компасом на пути жизни к Успеху?

Ответ только один – ИНТУИЦИЯ.

Этот компас изначально встроен в нашу действующую модель человека.

Используем мы его или нет, надежный ли это инструмент, можно ли ему доверять?

Как его активировать? Как распознавать, понимать его сообщения?


Хорошая новость в том, что ответы на все эти вопросы есть!

Плохая новость в том, что их(эти ответы) не достаточно знать, их нужно прожить.

Т.е. впустить их в свою жизнь, дать возможность жизни контактировать с ними.


Вывод второй:

Интуиция – внутренний надежный помощник на пути к успеху. Надо научиться им пользоваться.


3. НЕОБХОДИМАЯ РОСКОШЬ

ДРУГ – это самое ценное приобретение и очень дорогое вложение!

Но оно стоит того! Самое надежное вложение на протяжении жизни. Когда приходит беда, испытания любой степени сложности, то арена для поля сражения моментально освобождается.

Исчезают все и всё, что наполняло нашу жизнь суетой и контактами.

Остаешься только ты и твой противник(сложная, невыполнимая задача, беда). Если в этот момент ты обнаружишь, что рядом с тобой есть кто-то! Ты – богач! Ты однозначно успешен!

Потому что, остаются рядом только те, кто по истине отношений является твоим другом.

И этим человеком может оказаться: ваш школьный друг или супруг/супруга или брат/сестра… Любой человек, который относится к вам как к другу!

Настоящая дружба строится на очень мощном фундаменте: доверия, искренности, доброты!

Эти составляющие проверяются на прочность постоянно, и если они настоящие, то они просто ЕСТЬ!


Дружба – это алмаз дорогой огранки и очень редкий! Но добыча его ведется и не прекращается!


Вывод третий:

Успех становится системой, когда созданы и поддерживаются надежные связи!

Надо научиться выстраивать отношения дружбы.


Ну что ж, конструктор готов! Бери и действуй!

Истинный УСПЕХ – это полная гармония материальной и духовной составляющих.

Успех индивидуален!

Потому что твой успех – это твоя способность сделать свою жизнь такой, какой хочешь ее видеть именно ты!

Ты, со своей амбициозностью, эмоциональностью, темпераментом, определяешь Предназначение и характер своего успеха.

Ты принимаешь решение о золотом унитазе в туалете или о возможности чувствовать себя нужным.

Ты определяешь истину для себя лично.


Сделай это сейчас!

Остановись на мгновение, задумайся:

К чему ты стремишься?

Каким богатством ты желаешь обладать?

Какое для тебя лично есть понятие успеха?


И если ты сейчас обнаружил неполадки в базовом конструкторе своего УСПЕХА, если что-то в какой-то момент жизни пошло не так, то МИР из доброты и заботы о тебе создал для тебя «СТО», в котором ты сможешь восстановить, починить, подкрасить, улучшить, восстановить карту УСПЕХА)))


Добро пожаловать!

Календарь мероприятий на ближайшее время здесь!

Кризис среднего возраста или духовный кризис?

Всё чаще сталкиваюсь с тем фактом, что пришедшего на консультацию человека я, как психолог, ставлю в тупик, просто можно сказать вырубаю из розетки от источника питания одним простым вопросом:


— А что вы при этом чувствуете?


Пауза…. Такое впечатление, что человек не понимает, о чем я его спрашиваю.


Тогда задаю уточняющий вопрос:


— Ну вы же чувствуете что-то?


Ответ:


— не знаю.(растерянность)


Несколько спустя уже с раздражением:


— я не хочу об этом говорить… давайте по существу дела…

- В последнее время я все больше и чаще встречаюсь с людьми, которые утратили способность чувствовать. Как с ними это произошло?


- Часто люди испытывают беспокойства, которые коренятся в потаенных уголках их сердец. Каков источник этих беспокойств?


- Люди ищут удовлетворения и им так трудно его найти. Почему?


Мы сейчас живем в мире с бОльшим материальным комфортом, чем все предыдущие поколения. И мы несчастны на личностном уровне. Наши возможности технологического освоения мира возрастают такими темпами, что просто дух захватывает. При этом мы утрачиваем способность наслаждаться жизнью в этом мире.

То, что было в моем детстве как само собой разумеющееся, для многих стало либо неосуществимой мечтой, либо согревающим сердце воспоминанием: супружество- союз на всю жизнь, безопасное жилище и мы гордо называли его – «ДОМ», уверенность в том, что дети будут жить лучше чем предки, и еще очень много свободного времени на прогулки, на то, чтобы спокойно отдохнуть, да просто на «ничего не делать».


В чем мы все сейчас очень нуждаемся?


В моментах сострадания к ближнему, моментах контакта с теми, кого мы любим, в моментах сосредоточения и врачевания самих себя.


Замечали ли вы внутри себя постоянное стремление иметь еще что-то, больше, как можно больше?


Понятно, что когда-то давно наши предки осваивали земли и именно это стремление давало им импульс к жизни, это стремление было подпитано великой целью: выжить! И уже позже сформировался девиз: «чтобы мои потомки жили лучше чем я» и т.д. А в начале все было просто и очень сурово -выжить! Поесть, в тепле и безопасности поспать, чтобы на утро проснуться…

И вот объектом нашего ненасытного голода стали уже не земли, а вещи. Посмотрите вокруг. Мы все увлечены новыми технологиями и потребительством. Мы заставляем машины работать быстрее и эффективнее. Мы установили правила и регламенты, как жить, что и когда покупать, что носить.


Вы скажете, что это стремление в совершенству, что люди стремятся улучшить качество своей жизни и что так было всегда во все времена.


Ну давайте пронаблюдаем свою историю.


Не будем уходить далеко и оттолкнемся от 90-х. Мы сменили наши Жигули на Хонды и Тойоты, потому что стремились улучшить качество жизни. Мы стали влюблены в свободу! Политическая, религиозная свобода, но этого оказалось маловато и мы стали стремиться к финансовой свободе, сексуальной, эмоциональной. Как потребители мы не могли удовлетворить свой голод: не достаточно товаров, инвестиций, долгов. С каждым днем все больше и больше разных прибамбасов, прикольных технических игрушек: новые компьютеры, факсы, телефоны…Как мы собирались покупать все это изобилие? Не важно, главное — улучшение качества жизни!


Мы набили свои кошельки кредитками, перезаложили свои дома, правительство печатало деньги и мы их тратили.


Посмотрите на мир вокруг.


Какие девизы звучат?


«Будь самим собой», «Занимайся любимым и интересным делом»…


Из каких технологий соткана наша жизнь?


Фитнес клубы – там ты можешь довести до совершенства свое тело, какой-то огромнейший океан семинаров и тренингов – там ты можешь инвестировать в себя, чтобы понять себя и лучше мотивировать себя. Книги! Самые популярные – это те, что учат нас как лучше заниматься сексом, как стать хорошим родителем, хорошим менеджером, руководителем… Стать лучшими, во всем!

Стать лучшим! — задача не из простых. И мы решили, что надо просто организовать свое время и стали составлять подробнейшие графики деятельности. Нашим детям еще до школы, мы обеспечили какую-то несусветную кучу студий, секций, и теперь нам нужны детские ежедневники, чтобы вести учет времени. Тотальная занятость — надежный признак успешности! Игра в разгаре, играют все!


Мы слишком были увлечены «игрушками», и не заметили признаков того, что бензин-то вот-вот кончится!


Сначала это было едва заметно: семья не собирается за обеденным столом, у нас тотально нет свободного дня в календаре для отдыха семьей, или для просто ничего не делать!(ужас какой-то, как это? — ничего не делать!)


А кредитных карт все больше и больше, их количество постоянно растет и увеличивается!

И теперь большинству из нас не до веселья. Теперь мы ведем учет потерям: социальным, духовным, эмоциональным.


Экономический кризис затронул нас всех. У нас возникла новая популяция водителей такси с дипломами бакалавров и магистров. Нынешнее молодое поколение не уверено в том, что будет жить лучше, чем их родители, и их сердца гложет неопределенность.

Мы успокаиваем себя тем, что времена приходят и уходят, что положение вещей не столь уж хуже прежнего… Но потом мы выходим на улицу и сталкиваемся с нервозностью и раздражением, жесткостью, с напряжением, которое висит в воздухе.


Психическая неустойчивость стала частью нашего типажа.


Человек ко всему привыкает. Мы быстро привыкли к новому стилю жизни. С появлением спутников, телевидения и компьютеров мы с вами получаем за один день больше информации, чем наши предки, отделенные от нас несколькими поколениями, за тысячу дней! Это означает, что наш мозг должен перерабатывать за 24 часа такой объем информации, какой некогда перерабатывали за 3 года.

Еще 50 лет назад информацию получали из газет, радио и выпусков кинохроники. Большинство новостей поступало без изображения и часто с опозданием. Смерть и разрушения частично утрачивали свой ужасающий реализм, потому что о них узнавали постфактум. Сегодня все по-другому. Мы не только читаем о войнах, смерти или стихийных бедствиях – мы наблюдаем за ними так, будто находимся в гуще событий.


Наша психика испытывает постоянные перегрузки.


Когда напряжение в сети чрезмерно, начинает плавиться проводка. Мы уже страдаем от «расплавления» мозгов и «коротких замыканий» в эмоциях. Наша попытка спрятаться в своем собственном маленьком мирке и игнорировать то, что происходит у других – бесполезна. Беспокойство – вот состояние психики, и оно проявляется в сильном нарушении функционирования всего организма.

Но посмотрите как мы пристрастились к чувству взвинченности, мы нуждаемся в нем все больше и больше!


Для чего нам это нужно?


Чтобы ощущать себя живыми!


Что технический прогресс сделал с нашей душой?


Продемонстрировав такое количество человеческих драм, техника сделала нас бесчувственными к собственной боли и к боли окружающих.


Мы злимся, потому что:


· Мы гиперстимулированы


· Всегда считали, что все всегда должно изменяться к лучшему, а не к худшему


· Мы работали не покладая рук, чтобы все было как следует, а теперь кто-то поменял правила игры, не поставив нас в известность


· Мы чувствуем, что бессильны защитить себя и тех, кого любим от разных напастей

Мы проживаем день за днем со смутной тревогой, с тайным подозрением, что что-то не так. Но как бы рьяно не искали мы источник своего беспокойства, мы ничего не можем обнаружить. Мы путешествуем, мы изменяем свои тела, мы покупаем что-то особенное, вновь и вновь в кого-то влюбляемся, и возможно нам на какое-то время становиться легче. Но потом тень неудовлетворения становится гуще, чем прежде.


Так что же мы ищем?


Мы стараемся отыскать потерявшиеся фрагменты самих себя.

  • Некоторые из них забрали наши родители, пытаясь из нас сделать тех, кем мы по их мнению должны были стать.
  • Некоторые мы отдали другим, чтобы нас приняли и полюбили.
  • Некоторые из них мы спрятали, боясь, как бы другие не узнали, что мы знаем о себе.
  • О некоторых мы забыли, потому что изо всех сил старались быть кем угодно, только не самими собой.


Без этих фрагментов мы не можем ощутить себя в целостности.


Итак, отправляемся в путешествие в новую жизнь ясности и свободы. И нам предстоит —второе рождение.


Ключ доступа к Разуму

Глава 1. Калейдоскоп взаимосвязанных сюжетов жизни.

....Ясный, солнечный день. Баку. 1974 год....

Я зашла в библиотеку и встретила там свою одноклассницу Лору Саидову. Почему то мы обе были рады видеть друг друга? Странно.. Потому, что всего час назад мы сидели с ней в одной классной комнате на разных партах, в разных рядах, но мы ученицы одного класса.

Мы не подруги, мы просто одноклассницы.

Она знала, что я есть в этом классе и точно также я реагировала на на то, что есть девочка, с короткой стрижкой из тонких волос, с быстрой реакцией на любые ситуации вокруг нее, очень эмоциональная(потому что я только и помню, что она по любому поводу плачет) и еще она хорошо играла в шахматы.

Я тоже играла в шахматы. Разница лишь в том, что она - будущая чемпионка юниоров, а я знаю как называются фигуры, уверенно расставляю их на доске, точно знаю по каким правилам передвигаются фигуры по шахматной доске, умею с напряжением думать и предполагать свои ходы и даже помню, что смогла однажды поставить маме "детский мат"(случайно конечно, или подменила фигуры...я это запросто...).

Лору заинтересовала книга, которую я выбрала почитать. Меня это смутило. Для меня выбор книги - это процесс очень личный. 

Она уверенно взяла книжку и начала ее читать вслух. На чтение книги ушло 15 минут))).

Какой ужас! У меня на прочтение этой книги ушел бы день как минимум и еще дня четыре я бы рассматривала картинки, зависая в них без причины и в переживании почему герой в этом месте так поступил? и т.д.

Лора захлопнула книгу и высказала свой смелый вердикт: Не интересно! Как ты читаешь такие не интересные книги?!

Мой ответ застрял где-то в глубине меня, он даже не поднялся в мою голову и не дал мне шанса осознать его хотя бы в виде мысли. Я не издала ни звука, я просто "зависла".

Лору в общем то мой ответ не интересовал. Она тут же отправилась куда то дальше...


...Дальше я не помню ничего.

Кроме одного своего решения: я должна научиться читать быстро книги!

Нет, у меня не было мыслей, про то, что надо быть такой же как Лора, и если я научусь быстро читать, то я стану...

Нет-нет. Мой разум более не напрягался), он просто сказал, что нужен такой пазл - умение быстро читать.

И всё, дальше - тишина. Не было конструкций - зачем мне это? как мне это пригодиться? для чего и где я буду это использовать? и т.д. всё! Тишина!


Шли годы...

Моя домашняя библиотека росла. Я приобретала разные книги: нужные и красивые.

Нужные книги стояли на отдельных полках и стеллажах. Они были потрепаны от изрядного моего контакта с ними. Обычно они были пухлыми от того, что в них было безмерное количество закладок, записей на полях, и вложенных в них листочков с записями, я жестоко подчеркивала важные строки карандашом и даже ручкой и т.д.

Красивые стояли отдельно. У них был идеально красивый твердый переплет, они были собраны в коллекцию по тематике... Для меня это были книги будущего. Я покупала их для своей дочери, в моем воображаемом мире моя дочь их читала, они ей очень нравились и она получала эстетическое удовольствие. Но все это было в моем воображении.

В реальности же, красивые книги просто стояли и украшали собой интерьер домашней библиотеки.


Про ту историю из детства я давно забыла.

Сейчас я читаю несколько книг одновременно. Но стиль чтения базовый, коренной, тот что из детства сохранился. Он просто оброс некоторыми способностями и как бы изменилась его модификация, а суть осталась прежней: я читаю только нужные мне блоки информации, подвисаю в них в размышлениях и прислушиваюсь к тому, что я чувствую, как реагирует мое тело на то что я прочитала. 


Недавно я встретила в своем профессиональном мире Евгения. Он - мой коллега. Чем он меня притянул - не то что не помню, я даже не поняла в тот момент. Это было как то машинально, без включенности с моей стороны и осознания происходящего... ну прям как тогда, в далеком детстве)).

Евгению далеко за 50. Солидный и опытный, производит впечатление и вызывает уважение. Хорошо упакован. Тарификация услуг такая, что мне и не снилась)).

Евгений в диалоге, гордо сообщает мне, что его IQ=155(или 255 или 155 миллионов...). Он внимательно смотрит на меня, пытаясь получить адекватное восхищение ну или хоть какую-то реакцию. 

Всё в пустую. Реакции нет. Да-да, ее просто нет.

Объяснение этому простое.

В моей жизни был случай, когда всех работников нашей компании(и меня в том числе) согнали на тестирование. Зачем это понадобилось руководству - так и осталось загадкой. Но именно тогда, этот тест определил у меня наличие какого-то сумасшедше высокого IQ. Я была молода, полна сил и энергии. Тогда мне было 30)).

Интерсно, что эмоционально и сейчас с Евгением и тогда меня это не тронуло.

Возможно потому что уже тогда я понимала, что набор информации как бы сам по себе  - ничто. Важно, что ты с этим будешь делать, как этим распорядишься. А возможно, что это опять глубинная, моя сущностная реакция зависания от непонимания - а почему это так важно?


Недождавшись искреннего восхищения или распознав ложь в моей плохой игре(ну реально тело не подчинялось симулировать/играть восторг и еще что-то, что полагается в таких случаях), Евгений остыл в интересе ко мне и исчез с горизонта. Почти также спонтанно, как проявился на нем. Больше наши с ним пути не пересеклись ни разу.

Однако мне давно уже не 30-ть)). И в моем опыте жизни есть такие науки как математика и психология, есть опыт исследователя и искателя истины.

Мой Мир - это хорошо структурированная библиотека,  где по-прежнему есть красивые и нужные книги))


А раз так, то это значит... история продолжается....


10 лет назад во внешней среде случился мировой кризис. Вначале мне казалось, что это как война, которая где-то очень далеко и меня она точно не затронет. У меня была стабильная повседневная деятельность и в ней ничто не указывало на то, что кризис близко. Но так было не долго.

Клиенты, партнеры, друзья и знакомые не просто чаще упоминали это слово - кризис, они уже были задействованы в нем. И я понимала, что это нечто приближается ко мне, и уже совсем близко и....


...Тогда я прожила метафору быть захваченной ураганом, мощным смерчем. Который тебя захватывает и швыряет внутри своего жесткого, пространства. Ты летишь под действием силы, внутри потока, мощь которой невозможно определить. Сопротивляться или устоять, задержаться в какой-то его точке просто невозможно. Он захватывает все, что встречается ему на пути: людей, с их эмоциями, поступками, конструкциями мыслей, их время, их имущество и все, что ими создано... Всё перемешивается, фрагментируется, разбивается в щепки, ускоряется и любое сопротивление этому - это просто потеря жизненной энергии.

Именно тогда я поняла, что единствонное спокойное место, единственная безопасная точка этого пространства - в центре этого смерча. Но как туда попасть, как преодолеть гравитацию и центростремительное ускорение?

Ничего не получалось. Каждая следующая попытка была ничтожна и неудачна. Я использовала весь свой запас знаний: всё, что было в библиотеке моего опыта. Я истратила всю или почти всю свою энергию.

Больше сил не было.

Бороться бессмысленно. Я сдалась.


Сначала было отчаяние, потом бессилие...


А потом...

Однажды, я увидела, что есть мир - и он как-то отдельно от меня, я вижу его как в кино. Я больше не актер этого мира. Я чувствую, что я не нахожусь в нём, в его структуре, в его воздухе.

Это чувство, очень похожее на то, когда ты приезжаешь в другую страну и кожей чувствуешь, что здесь все по-другому. Ты видишь то, что вокруг тебя: дома, культура, правила, люди, жизни, их истории, их миры... всё также, как в твоей стране, но это все другое, инородное и ты этому не принадлежишь. Ты вне этого.


Это была точка опоры, точка спокойствия и тишины. Не звонил моей телефон. Мои друзья, родственники не контактировали со мной. Моей защитной скорлупой был мой дом. В мой дом не проникала внешняя среда. Здесь была тишина...

Именно в этой точке я задумалась о том,  что Лора, Евгений, книги, библиотека, IQ, духовные практики, мистические опыты... весь калейдоскоп создавался для чего-то важного.

Для чего? Кто создавал этот спектакль с проявлением элементов? Почему именно в такой последовательности?

Для чего в моей жизни были прекрасные и не очень милые люди, для чего в ней были все эти науки, вся эта информация?

Для чего весь этот Мир?


Глава 2. Точка входа, она и есть точка выхода...

Именно тогда я подумала о том, что моя жизнь как путь имеет совсем не линейный вид))).

Точка входа ясна. Скорее всего она же и есть - точка выхода, вот только на другом уровне.

На другом уровне чего? А как понять, что это за уровень? А как проложить маршрут, чтобы он был оптимальным по времени и затрате жизненной энергии, которая потребуется, чтобы его пройти?


Нашла пару важных ответов.

Во-первых, уровень предполагает эволюцию. Эволюцию сознания.

Во-вторых, времени ровно столько чтобы успеть этот процесс эволюции. Если эволюции нет, то и время игры заканчивается как-то неожиданно. А путь-то не пройден).


Значит надо разобраться в том, что есть эволюция. И как именно выглядит эволюция сознания.


В свое время я познакомилась, на мой взгляд, с адекватной теорией уровней сознания Д. Хоккинса.

Если коротко, то суть теории в следующем.


Исходная данность, то что дано на старте в условии задачи - Интеллект.

Это совокупность мыслительных процессов, осуществляемых всеми людьми на уровне сознания до 200 условных баллов.

Д.Хоккинс вполне обоснованно утверждал, что человек с подобным уровнем сознания владеет интеллектом, или точнее использует свой интеллект, как средство для обоснования эмоциональных оценок(хорошо/плохо, нравится/не нравится, интересно/не интересно и т.д.).

Такой человек, а точнее такой уровень сознания не способен понимать что-либо сложное. Часто эти люди говорят, что им не понятно и будут ждать, требовать и т.д. чтобы им объяснили, еще и еще раз.

Это сознание создает в своем мире ярлыки и живет в созданных собою же конструкциях.

Суть конструкций логична и реальна.

Например: люди все разные, доверять никому не стоит, каждый думает о себе и в любой момент тебя подставит. Женщины - в основном глупы и примитивны, могут рожать детей, готовить на кухне, иногда становятся стервами и несносными, капризными дурами и т.д. Мужчины - часто козлы, и дальше объяснение: либо примитивный идиот, который ничего не может, ни на что не способен, либо жесткий, деспотичный урод, у которого надо постоянно просить денег, унижаться и т.д.


Таким образом, сознание уровнем до 200 баллов, моментально оценивает(понравилось/не понравилось) и далее использует интеллект для объяснения(у Г.И.Гурджиева это называлось "оправданиями") этой своей оценки.

Это сознание на корню отвергает любую попытку протащить идею о существовании подлинных причин неприятия. И даже если носители этого сознания выслушают предложение осмыслить негативную проекцию их собственных проблем и недостатков, но на этом скорее всего весь прогресс и завершится. Потому что совершенно просто и понятно испытывать чувства: ревность к успеху другого(например к успеху своей жены), возможностям(например своего друга детства), или способностям… Это - естественно и оправдано!

Сюда можно отнести 80% человечества! И это люди с разным образованием и высшим в том числе. А у некоторых их по 2 и более, эти люди много читают, много знают и т.д. Т.е. я не хочу чтобы у вас сложилось впечатление, что это люди с тремя классами грамотности. Возможно, что среди них есть те, у кого очень высокий IQ.


Эволюционирующий интеллект - Ум.

Это познавательная система людей, сознание которых имеет в развитии от 200 до 400 условных баллов. 

Как действует это сознание. Сначала осуществляется анализ происходящего, потом включается эмоциональная оценка.

Если у первых реакция на выступление докладчика: мне не понравилось! чушь какая-то!

То, вторые будут реагировать как-то так: в выступлении мне понравилось......., я хотел бы улучшить ........., в целом - это хорошо.

В описанной ситуации, вторые будут направлять свое внимание на выявление эмоционально понравившихся моментов, потом включается их ментальный интеллект, который взвесит агрументы "за" и "против" и вынесет итоговый вердикт.


То, во имя чего существует вектор эволюции - Разум.

Люди, сознание которых имеет более 400 условных баллов способны буквально выйти за пределы: физического (проявленного) мира и системы понятий, привычно принятой человечеством.


Здесь важно понять, что жизнь - это задача, которую я принялась решить. И у меня есть "Дано", как в любой задаче. И я могу пытаться решить задачу с помощью только того, что "Дано". Но если использовать формулы(Законы), то можно имеющееся "Дано" трансформировать в тот инструмент, который поможет найти достаточно много промежуточный решений данной задачи. Т.е. в жизни скорее всего будет большое количество "пониманий", картина жизни будет более ясная именно в силу существования большого количества промежуточных решений, маленьких истин(если так можно сказать).

А вот найти итоговое решение, т.е. найти глубинное знание, понять качество интегрального образа промежуточных решений, истину - это возможно только при условии эволюции сознания до уровня Разум.


В традициях Дж. Кришнамурти это представлено в метафоре "Яйцо":

где Интеллект это скорлупа нашего сознания, Ум – это помогающий белок; а Разум – тот самый желток, из него то по сути только и может что-то вылупиться…


Ну что ж, всё ясно, теперь надо понять как из Интеллекта сделать Разум и всё - задачка решена!))

И почему тогда до сих пор человечество этим не пользуется?

Г.И.Гурджиев в своих трудах говорит о том, что мастера духовных традиций, не уставая вкладывали в уши своих учеников знание о том, что эволюция сознания не происходит без практики специальных методов и больших усилий!

И за целую нашу жизнь такой осознанный и целеустремленный человек поднимается только на пять (!) условных баллов. Однако, у каждого из нас есть реальная возможность без всяких там инициаций и просветлений получить пусть ограниченный, но все же доступ к океану нашего Разума.


Глава 3. Как получить доступ.


Я отправилась в путешествие с целью получения ключа доступа в гурджиевском экипаже.

Долго ли коротко ли... И добралась я до Страсбурга. Там живет мастер духовных практик Селим Айсель.

В общей массе 4 года практики, изо дня в день, при любых ситуациях, при любой погоде.

Книги Гурджиева давались не просто, читалось медленно, но каждый раз читаемый отрывок проносился мощным потоком энерги  по всему телу. Часто от возникшего как будто ниоткуда такого ясного образа, который не только понятен, но его еще можно было и почувствовать телом, вот от совокупности ощущений и ясности соприкасающихся с этим мыслей я просто падала в объятия восторга и радости!

В помощь было всё: совершенно вовремя возникали статьи и книги П.Д.Успенского, а книги Жанны де Зальцман вообще были бальзамом для души, явным спасением в абсолютной патовой ситуации, когда никто их профанов(группы новичков, в которой я была) не понимал в чем смысл происходящего. Ведущие группы также не торопились давать ответы, временами мне казалось, что они сами в таком же состоянии, что и мы - профаны)).

Однажды, я решилась! И рассказала участникам группы, какой смысл есть в группах, которые мы посещаем. Облегчение проникло в тела всех и каждого: и нас - новичков и ведущих, которые уже 5 лет ведут эти группы и вот теперь им самим стало ясно про что это и почему так))).

Наверное однажды я напишу книгу про это путешествие. Потому что оно наполнено мистикой, восторгом, очарованием и как следствие разочарованием)). Но это будет немного позже...

А сейчас, раз ты читаешь эти строки, значит именно тебе я расскажу, с чего можно начать эволюцию к Разуму.


Сразу скажу, что доступ этот очень временный по длительности каждый раз. Чтобы получить его, ты начинаешь регулярно, очень ритмично тренировать остановки внутреннего диалога.

Но перед этим попробуй игру)

Ставишь будильник на ритмику 30 минут(ну или 15 минут, сам определи). Т.е. твой будильник будет подавать тебе сигналы каждые 30 минут. И как только звучит сигнал будильника, ты не прекращая делать то, что ты делаешь(готовишь борщ, читаешь лекцию студентам, сидишь за столом переговоров....) ты направляешь свое внимание на дыхание. Осознавать дыхание - это наблюдать процесс вдоха и выдоха. На вдохе наблюдать как воздух входит в нос, как поднимается /расширяется грудная клетка, как входящий воздух имеет отличную температуру и твое тело на это реагирует и т.д.

Вначале будет сложно. Но поддерживай процесс интересом, азартом. В конце дня ты будешь себя ощущать совершенно по-другому.

Играй в эту игру несколько дней подряд. Желательно и дальше включить эту игру в свой обычный день жизни.


А теперь об остановке словомешалки.

Этот дробильный и словомесильный аппарат работает без передыха.

Он бесконечно реагирует, постоянно оценивает всё и вся!

Он - мастер увлеченного самокопания в своих мыслях, чувствах и ощущениях.

Он организует и запускает в действие  постоянный «хор» наших мыслей. "Хор", который и есть широкополосная помеха для звуков, импульсов, которые подает нам наш Разум. И именно этот "хор" создает ложную, сильно искривленную картину мира, абсолютную иллюзию реальности.

Этот "хор" держит наше сознание в линейной модели супер логики, которая строится на понятиях черное и белое, добро и зло,  правильно и неправильно и т.д.


А Разум, который вполне способен предоставить объемную картину происходящего и подсказать совершенно неожиданные, нелогичные, а по сути своей абсолютно оптимальные выходы из любых, даже совершенно безнадежных ситуаций, не молчит! Его мы просто не слышим!

Так вот, все, что нам надо сделать - это выключить "хор"!


Подробная инструкция.


1. Несколькими фразами опишите проблему. Таким образом, соединитесь с ней. И как вывод из всего рассказанного, сообщите себе, что вам сейчас может помочь? Что вам нужно то в этой ситуации?

Хотите ли вы знать в чем причина случившегося или может быть вам нужно знать что поможет выйти из случившегося наилучшим образом и т.д.

2. Побудьте немного с родившейся формулировкой, как бы загрузите ее внутрь себя. И тут же прекратите дальнейшее обдумывание.

3. Отключите на некоторое время(для начала на сколько сможете) внутренний диалог.

4. Ждите появления продукта вашего Разума. Ожидайте спокойно и расслабленно. Помните, что информация пробьется к вам через естественное "окно" в вашем внутреннем диалоге.



Как остановить словомешалку?

Любым из приведенных в Интернете способов, каковых там насчитываются десятки, а может быть и сотни.


А я вас в свою очередь приглашаю на практику осознанного дыхания и медитацию "тишина тела", которые мы регулярно проводим в специальных обучающих группах нашего центра PROстранствие.

Дело в том, что в этих практиках, за счет намеренного осознания внешней (окружающий мир) и внутренней (чувства и ощущения) зон вашего внимания вы как раз резко ослабляете болтовню в средней зоне (мыслей, суждений и оценок).

И помимо прогрессирующей остановки внутреннего диалога, вы обучаетесь еще и куда более осознанному бытию.



В результате регулярных занятий, вы однажды обратите внимание на то, что никаких особых мыслей вы уже просто не обнаруживаете. По принципу «Однажды мне пришла в голову мысль, но, не застав никого дома, тихо удалилась…».


Эта практика позволит вам не только управлять ментальной болтовней и решать проблемы с привлечением возможностей своего Разума, но еще и научит просто, но с удовольствием жить. То есть сделает из вас знатока и ценителя вашей прекрасной жизни…


18.07.2018 Татьяна Абросимова


Коридор затмений

Каждый раз перестановки в небесной канцелярии оказывают влияния на нас, живущих на одной из планет Солнечной системы.

Во все времена люди стойко сурово опасались проявлений природных стихий и явлений, не говоря уже о том, какой страх наводила на человека Луна и все, что с ней связано. Два объекта солнечной системы: Солнце и Луна, всегда для человека носили характер наивысшей важности, поклонения и зависимости.

Поэтому, затмения будь то солнечные или лунные, это всегда проявляется внутри нас в виде смутного переживания и напряжения, а также влекущей таинственной интересности и любопытства.


Предстоящий коридор затмений выглядит так:

13 июля -делаем первый шаг и входим в коридор Затмений.

27июля продолжаем начатый процесс(ну а куда мы денемся)

11 августа шествие по коридору завершается Солнечным затмением.


Маршрут ясен!

И все же, есть ли в этом процессе что-то в чем мы можем осознанно по-участвовать?


Есть!

Затмение 13 июля зовёт нас в Путь, длинною в месяц, и Путь этот-трансформационный.

И пойдём мы туда не по одиночке как может показаться на первый взгляд. Каждый пойдёт в компании со своей Миссией и Предназначением, а ещё со своим Родом и связью с ним.


Итак, в период с 13 июля по 11 августа, Судьба будет принимать решение, перелистывая книгу своих же записей.

Для чего?

Чтобы обозначить нужный ассортимент твоих занятий на будущее)). Ревизии похоже подвергнется многое: то, что есть в наших родовых системах, то о чем мы даже не подозреваем, то что фонит через всю нашу жизнь, но мы этого не замечаем...

Именно ЭТО будет сильно влиять на наше будущее, которое зависит от того, что мы будем делать, как мы будем проживать свою жизнь в период этого величественного коридора затмений!


Итак, формула проста:

Кармический опыт Рода + то что мы сделаем сейчас с нашим личным кармическим опытом = база для будущего, которое нам же предстоит прожить!


Коснется затмение всех, это понятно.

Просто кто-то осознает воздействие, а кто-то будет продолжать не понимать...


Итак, на что можно обратить внимание, чтобы распознать осознаете вы чего-то или ничего не понимаете))).

1)снятся странные сны: перекрестки дорог, знаки дорожного движения в ом числе, какие-то люди которых вы знаете или не знаете, но они вам что-то передают...

2) родители вдруг требуют к себе повышенного внимания...

3) в памяти вашей что-то происходит с воспоминаниями из детства...

Этих признаков уже достаточно, чтобы сказать - это затмение Ваше! И отнеситесь с творчеством и вниманием к своей жизни во время проживания коридора затмений)


Ловушки. Или чего точно не надо бы делать.


Итак, тема Карма рода и индивидуальная карма. Неосознаваемое и осознанное. Задача четкая.


Но в процессе решения задачи могут случатся ошибки, которые уводят от истины.

К таким действиям относятся:

1) упорное игнорирование знаков и подсказок

2) сверх уверенность, что я знаю правильнее всех, я вообще самый Умный... при этом личное толкование допускается ошибочное. Но так как ты самый умный, то уже теперь никто и не осмеливается тебе сказать, что что-то идёт не так

Природа психологической травмы, взгляд через инстинкты.

Природа психологической травмы - взглад через инстинкты.

Питер Левин: 

"В современной жизни травма встречается на каждом шагу, наш мир буквально наполнен ею. Не только солдаты и жертвы нападения или насилия, но и большинство из нас были когда-то подвержены травматическому воздействию. Как источники травмы, так и их последствия, могут быть крайне разнообразными и часто скрытыми от нашего осознавания. К ним относятся стихийные бедствия (например, землетрясения, ураганы, наводнения и пожары), жестокое обращение, несчастные случаи, падение, серьезная болезнь, внезапная потеря близкого человека, хирургическое вмешательство или другие необходимые медицинские и стоматологические процедуры, трудные роды и даже сильный стресс в период беременности и так далее.

К счастью, мы обладаем инстинктами и способностью чувствовать, реагировать и размышлять; у нас есть прирожденный потенциал исцелять себя даже от самых разрушительных повреждений, полученных при травме. Я также убежден в том, что мы, как мировое человеческое сообщество, сможем начать исцеляться от последствий крупномасштабных социальных травм, таких, как войны или стихийные бедствия.


Все дело — в энергии.


Травматические симптомы вызваны отнюдь не самим «пусковым» событием. Они являются результатом «замораживания» остаточной энергии, для которой не нашлось выхода и разрядки. Эти остатки энергии оказываются заблокированными в нервной системе, и могут нанести существенный вред нашему телу и духу. Когда мы оказываемся не в состоянии завершить полный процесс «иммобилизации» — входа в это состояние «замороженности», пребывания в нем и успешного выхода, — у нас начинают развиваться долгосрочные, тревожные, подтачивающие наше здоровье и зачастую странные симптомы ПТСР. Тем не менее, у нас есть возможность «оттаять», если мы будем активировать и поддерживать наше природное побуждение вернуться в состояние динамического равновесия.

Но давайте вернемся к погоне. Когда наша молодая антилопа убегает от преследующего ее гепарда, в ее нервной истеме мобилизуется энергия, рассчитанная на движение со скоростью 110 километров в час. В тот момент, когда гепард наносит свой последний удар, антилопа падает замертво. Со стороны она выглядит совершенно неподвижной, кажется, что она мертва, но внутри, в ее нервной системе все еще продолжает накапливаться сильный заряд энергии с той же скоростью — 110 километров в час. И хотя антилопа остается без движения, в ее теле происходит то же, что может произойти с вашим автомобилем, если вы одновременно до отказа нажмете на педаль газа и педаль тормоза. Разница между внутренней гонкой нервной системы (двигателем) и внешней неподвижностью тела (тормозом) создает бурное волнение внутри тела, подобное настоящей торнадо.


Эта буря энергии и является той исходной точкой, которая дает начало формированию симптомов травматического стресса. Чтобы лучше понять, какой силой обладает эта энергия, представьте себе, что вы занимаетесь любовью со своим партнером или партнершей и находитесь уже на грани оргазма, но вдруг какая-то внешняя сила внезапно прерывает ваше занятие. А теперь увеличьте это ощущение насильственного воздержания в сто раз, и вы получите примерное представление о том количестве энергии, которая накапливается у нас внутри в момент столкновения с реальной угрозой жизни.


В подобный момент человек (или антилопа) должны разрядить всю эту энергию, мобилизованную, чтобы преодолеть грозящую им опасность, иначе они станут жертвами травмы. Остаточная энергия не уходит из нас сама. Она остается в нашем теле, и часто форсирует развитие огромного количества разнообразных симптомов, таких, как беспокойство, депрессия, психосоматические и поведенческие проблемы.

С помощью этих симптомов организм пытается удержать в себе (контейнировать) остаточную, не разрядившуюся энергию, или хотя бы ограничить ее действие.

Животные в дикой природе инстинктивно разряжают всю свою «сжатую» энергию, и поэтому неблагоприятные симптомы развиваются у них крайне редко. Но мы, люди, не настолько опытны в этом, и когда нам не удается высвободить эти могущественные силы, мы становимся жертвами травмы.


Пытаясь, зачастую и неудачно, разрядить эту энергию, мы нередко совершенно «зацикливаемся» на этих попытках. Подобно мотыльку, летящему на пламя, мы можем неосознанно снова и снова пытаться создать ситуации, в которых существует возможность освободиться из плена травмы, но большинство из нас терпит неудачу из-за отсутствия необходимых средств и ресурсов. Это приводит к печальным последствиям: страх и беспокойство переполняют нас, и мы теряем согласие с самими собой и не можем больше чувствовать себя как дома в этом мире.


Многим ветеранам войны и жертвам насилия эта картина слишком хорошо знакома. Целые месяцы, и даже годы, они могут рассказывать о перенесенных страданиях, переживая все это вновь и вновь. Но, испытывая тот же гнев, страх и боль, они не могут пройти через элементарную «реакцию иммобилизации», чтобы разрядить свою остаточную энергию. Вместо этого они чаще всего застревают в запутанных лабиринтах травмы, а их душевные страдания продолжают их терзать.


К счастью, та же самая колоссальная энергия, которая порождает травматические симптомы, если ее правильно мобилизовать и заставить действовать в нужном направлении, может трансформировать травму и привести нас к новым высотам исцеления, мастерства и даже мудрости. Исцеленная травма — это чудесный дар, возвращающий нас в реальный мир взлетов и падений, гармонии, любви и сострадания. Последние двадцать пять лет я работал с людьми, пострадавшими от всевозможных травм, какие только известны человечеству. И я верю, что у нас, людей, есть прирожденная способность исцелять от разрушительного воздействия травмы не только самих себя, но и весь наш мир."

СПОСОБНОСТИ

СПОСОБНОСТИ


С какой целью мы развиваем себя? Какая цель психотерапии?


Взгляд Олега Матвеева:


"Идея взята у Френка Гербоди. В свое время он озаботился созданием общей парадигмы психологии. Как результат — написал здоровенную книгу, где в частности определил слово «способность».

Чтобы было наглядно, я изображаю это так:


На рисунке (см. картинку) изображен путь от внутреннего мира к внешнему.

Внутренний мир — это внутренняя вселенная человека. Она доступна только ему одному. Сюда входят его идеи, образы, замыслы, мысли и пр. Другим людям оно не доступно, пока человек это не озвучил.

Внешний мир — это физическая вселенная. Тот мир, который все видят. Она доступна любому, ее можно потрогать, померить линейкой или взвесить.

Человек постоянно находится где-то на этом пути — из точки «внутренний мир» в точку «внешний мир». Он формулирует замыслы в своем внутреннем мире и совершает какие-то действия во внешнем мире, чтобы его реализовать.

Если он задумал что-то и воплотил — такого человека я называю способным. Если нет — неспособным.

Идеальная ситуация — человек задумал что-то и легко перенес это в реальность.

Вот задумал человек сделать бумажный самолетик. Ему требуется пройти некий путь от замысла до воплощения — представить его, найти бумагу, сложить ее определенным образом и получить результат. Если у него все получилось — мы называем его способным. Но этот же человек может задумать стать космонавтом и при попытках реализовать этот замысел, обломиться. Тогда в отношении этого замысла он неспособный.

Как вы понимаете, люди, у которых все получается, не приходят на терапию и не читают книжки о том, как работать с переживаниями. Поэтому я не буду заострять на них внимание.


Интересуются этой темой те, у кого на пути от замысла до воплощения в реальность есть какие-то препятствия. Он что-то задумывает, но не может это воплотить — не получается, что-то мешает или чего-то не хватает.

И моя задача, как терапевта — помочь ему преодолеть эти препятствия, убрать, что мешает и поспособствовать развитию того, что не хватает. Чтобы он стал способным воплотить свои замыслы.

Т.е. вся моя работа сводится к этой идее — я помогаю человеку стать более способным.


Когда вы работаете с собой, вы выбираете именно те темы и проблемы, в которых у вас есть какая-то неспособность — неспособность стать менее эмоциональным, более богатым, собранным, пунктуальным, счастливым и т. д.

Не так важно, в чем именно у вас проблема. Важно то, что есть некая неспособность.

Мы целимся в нее, чтобы увидеть препятствие к ее развитию — заряд."


Продолжение следует...

Тест К.Г.Юнга "16 ассоциаций"

Карл Юнг использовал метод свободных ассоциаций в качестве детектора лжи, так как он помогал установить мотивацию личности. Благодаря этой технике человек может прийти к осознанию того, что его гложет и приступить к устранению своих психологических проблем.

Упражнение “16 ассоциаций” действует подобно ассоциативному тесту Юнга, его выполнение не займет более 15 минут. Если Вы хотите лучше разобраться в собственных чувствах и понять, что Вам на самом деле нужно – ассоциативный тест Юнга – непревзойденный помощник в этом деле.


Человеческий мозг устроен таким образом, что при необходимости запомнить что-либо это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим ощущениями в теле и эмоциями.


Что Вы получите благодаря упражнению “16 ассоциаций”?

Осознание того, что оказывает влияние на Ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации/явлению/факту. Даже если Вы не предпримите никаких попыток поработать над той сферой, из которой было выбрано слово, через 3-6 месяцев Вы получите совершенно другой результат при повторном прохождении теста. Это все работа подсознания – когда мысли и ассоциации излагаются на бумаге, человек в любом случае начинает их анализировать.

Трансформационный эффект. Благодаря осознанному восприятию происходите изменение отношения и этому есть разумное научное объяснение. Человек вспоминает не само событие, а последнее воспоминание, связанное с ним. Чем больше новых ассоциаций мы прикладываем к ключевому слову, тем сильнее изменится цепь, которая активируется этим словом. В зависимости от того, какие эмоции возникают при ассоциациях, зависит изменение будущего эмоционального окраса цепи и чувства, которые будут возникать при следующем вспоминании этого слова. Таким образом, чем ярче эмоция, тем сильнее эффект перезаписи.


Вы получаете готовую карту для дальнейшей работы над собой – становится ясно, что можно использовать как ресурс, а что следует поменять. Чем выше осознанность, тем решительней человек настроен на изменения – это поможет достичь максимального результата после прохождения ассоциативного теста Юнга.


Ассоциативный тест Юнга: упражнение “16 ассоциаций”

Чтобы упражнение было результативным, его следует выполнять в абсолютном умиротворении и одиночестве.


Подумайте, с каким словом Вы хотели бы поработать. К примеру, если Вы считаете, что на данный момент испытываете финансовые трудности – пусть это будет слово “деньги”, а если Вы считаете себе одиноким – напишите слово “любовь”. Нарисуйте на листе бумагу такую табличку:

Исследуемое слово____________.


Как можно быстрее, не задумываясь, вписывайте в левый столбец все ассоциации, которые у Вас возникают с этим словом – любые словосочетания, крылатые выражения, слова.


Далее заполняем второй столбец – нужно объединить слова в пары - 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 и т.д. Во второй столбик нужно вписать ассоциации, возникающие при объединении слов в пары.


Чтобы заполнить третий столбец нужно проделать то же самое – объединить по парам 8 полученных слов и вывести ассоциации, так же поступаем и с 4 столбцом.


В итоге Вы получаете ключевое слово – то, благодаря чему можно распутать клубок проблем и избавиться от негативных установок.


Ключ к тесту:

1 столбец - уровень Реальности. То что на поверхности.

2 столбец - уровень Разума. Что я об этом думаю на самом деле.

3 столбец - уровень Чувств. То, что я чувствую в связи с этим на самом деле.

4 столбец - корень проблемы или самые значимые вопросы.

5 столбец - ключ Бессознательного


Если в последующие несколько дней Вы не будете выпускать из головы ключевое слово, пытаясь прикладывать его к различным сферам своей жизни, то может появиться о много мыслей, которые помогут Вам лучше разобраться в себе и своем подсознании.